Обследование устройств котлов отопления
Форма входа
Поиск
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Суббота, 18.05.2024, 18:50
    Главная » 2019 » Январь » 9 » Павел Завальный: Экологической эффективности ТЭК в РФ мешают ненужные согласовательные процедуры
    08:20
    Павел Завальный: Экологической эффективности ТЭК в РФ мешают ненужные согласовательные процедуры

    Москва. Экологическая безопасность является одной из важнейших задач в условиях активного развития и внедрения новых технологий в промышленности. Топливно-энергетический комплекс стал основным источником загрязнения окружающей среды. Компании совместно с органами власти стараются эффективно решать вопросы по улучшению экологической ситуации и модернизации нефтегазодобывающих предприятий.

    О том, какая работа проделана в сфере экологической безопасности, и какие улучшения в этой области необходимы России, Агентству нефтегазовой информации рассказал председатель комитета Государственной думы РФ по энергетике Павел Завальный.

    - Павел Николаевич, как, по вашему мнению, в России ведется работа по поиску оптимальных методов борьбы с экологическими рисками в нефтегазовой сфере?

    - На протяжении более 15 лет в России проводится системная работа по повышению экологической эффективности нашей экономики в целом, в том числе в топливно-энергетическом комплексе. Началась она с принятия основополагающих документов. Прежде всего это экологическая доктрина РФ, которая была утверждена распоряжением правительства 31 августа 2002 года, и «Основы государственной политики в области экологического развития», которые утвердил президент РФ 13 апреля 2012 года. В апреле 2017 года был принят указ «О Стратегии экологической безопасности РФ на период до 2025 года». Вот эти три основополагающих документа определяют всю нашу работу для повышения экологической безопасности экономики.

    Для реализации стратегических документов были приняты два базовых закона: первый, №7-ФЗ «Об охране окружающей среды РФ» в 2002 году, и в его развитие в июле 2014 года - №219-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об охране окружающей среды» и ряд подзаконных актов. Эти два базовых закона систематизируют всю работу в области экологической безопасности.

    Что касается топливно-энергетического комплекса, основное направление  повышения экологической безопасности это, прежде всего, повышение эффективности его работы. Дело в том, что при общем потреблении первичных видов энергоресурсов в стране более 1 миллиарда тонн условного топлива, сам ТЭК потребляет треть. При этом энергоемкость нашего ВВП в целом в два и более раз превышает показатели развитых стран мира. Это много! И говорит о том, что он недостаточно эффективен и экологичен. Фактически ТЭК является одним из крупнейших загрязнителей окружающей среды в стране. Для решения проблемы было решено использовать европейский подход – через переход на наилучшие доступные технологии, проведение работ по строительству, модернизации и реконструкций действующих и новых объектов.

    Разработано шесть основных информационно-технических справочников (ИТС) по наилучшим доступным технологиям в отраслях ТЭК и один общий ИТС, который касается действия предприятий по вопросам энергосбережения и энергоэффективности. Согласно 219-ФЗ, все отрасли ТЭК отнесены к первой категории экологической безопасности, то есть к ним выставляются самые жесткие требования. Начиная с 1 января 2019 года, все проекты в сфере ТЭК, в том числе и в нефтегазовой отрасли, все применяемое техническое оборудование должно соответствовать требованиям этих справочников, которые отражают доступные технологии, в том числе в части экономических и экологических показателей.

    Помимо самого 219-ФЗ принято много документов, которые его дополняют: по ужесточению требований к выбросам, сбросам и другим вредным последствиям деятельности объектов ТЭК, а также повышению уровня ответственности за превышение выбросов, в том числе и в результате разного рода аварий.

    Что касается ПНГ и его утилизации, здесь принята отдельная норма, которая подразумевает штрафные санкции за выбросы сверх нормативов. Компании должны утилизировать 95% добываемого попутного нефтяного газа. Нефтегазовым компаниям дали время на достижение данного коэффициента. К 2018 году достигнут уровень утилизации ПНГ около 90%, при этом у  предприятий Западной Сибири показатели значительно выше: у Сургутнефтегаза - 99,5%, ЛУКОЙЛа – 95% и т. д. Такие компании как Роснефть тоже над этим работают, думаю, что в скором времени добьются результата.

    Это говорит о системной работе, которую проводит государство и бизнес в части повышения экологической безопасности, в том числе за счет повышения экономической эффективности работы нефтегазовой отрасли. Это самое важное.

    Кстати, стоит отметить, что с 2019 года будет запрещено получение разрешения на ввод объектов, которые не соответствуют показателям наилучших доступных технологий, требований соответствующих справочников.

    - Если взглянуть на ситуацию со стороны нефтегазодобывающих предприятий, удается ли им соответствовать всем принятым нормам и требованиям в области экологии?

    - По мере вступления в силу новых отдельных положений 219-ФЗ, а они расписаны до 2025 года, наша нефтегазовая отрасль должна будет соответствовать этим новым требованиям. Но тут важно понимать, что 219-ФЗ имеет рамочный характер, и многие вопросы приходится решать на уровне подзаконных актов. Их разработка, к сожалению, немножко отстает. В связи с этим нам иногда приходится смещать сроки, чтобы дать время на подготовку таких нормативных актов и их внедрение.

    Если не сдвигать сроки принятия актов, то нефтегазовые компании могут попасть в коллизию, когда они формально нарушили закон, хотя у них не было ни нормативной базы, ни времени, чтобы  устранить все замечания.  Эти проблемы, связанные с внедрением новых подходов, нормативов, требований, к сожалению, существуют.

    Кроме этого, не решен вопрос появления излишних административных барьеров, дублирования разных функций и полномочий, в том числе в части экологических требований. Например, как вы знаете, проект по разработке месторождения должен пройти государственную экспертизу. При этом, если в проект затем вносятся какие-либо изменения, то требуется вновь проходить госэкспертизу, причем не этих изменений, а всего проекта в целом. Еще пример – требование прохождения фактически двух дублирующих экологических экспертиз – в составе госэкспертизы и еще отдельно. На мой взгляд, это избыточно. Все это влечет временные и материальные потери, ухудшается экономика разработки месторождения.

    Вопрос исключения дублирования ненужных согласовательных процедур, экспертиз – вот то, над чем мы работаем, в том числе в рамках нашей рабочей группы, которая создана при Российском газовом обществе, президентом которого я являюсь. Возглавляет эту рабочую группу заместитель генерального директора Сургутнефтегаза Александр Филиппович Резяпов. Он очень тонко чувствует все проблемы внедрения новых изменений законодательства. Также в рабочую группу входят представители других  нефтегазовых компаний, и все вопросы, которые связаны со снижением административных барьеров в области недропользования и инвестиций, обсуждаются постоянно в режиме онлайн.

    - На ваш взгляд, что необходимо улучшить в направлении разработки и внедрения зеленых технологий в промышленности?

    - Россия, к сожалению, еще не обладает всеми необходимыми технологиями для того, чтобы значительно повысить эффективность и экологичность работы в ТЭК. Раньше, допустим, федеральный закон об охране окружающей среды требовал применения наилучших существующих технологий. Такие технологии есть у передовых стран и они не всегда были доступны по цене, например, а сейчас, даже имея деньги, купить их невозможно из-за санкций. Поэтому в законе 219-ФЗ определение изменено с наилучших существующих технологий на лучшие доступные технологии.

    При этом доступные технологии – это, как правило, отечественные разработки, которые часто отстают от мировых технологий в вопросах сжигания топлива и добычи нефти, газа или угля. Необходимо, чтобы наша наука и промышленность достигли мирового уровня технологий и могли предоставить их нашей нефтегазовой отрасли для применения на практике.

    Для примера можно взять показатель коэффициента извлечения нефти (КИН). Лучшие мировые показатели достижения КИН в Норвегии - более 50%, проектные значения в Америке - 42%, а в России - 36%, практически же достигнутый показатель - 26%, а в ХМАО - всего 22%. Это говорит о том, что мы добываем только чуть более 20% нефти, а около 80% еще осталось в недрах земли.

    Разработка новых технологий для добычи нефти - вот над чем нужно и можно работать, и чем озабочены и занимаются наши нефтегазовые компании, причем в условиях санкций. Необходимо разрабатывать новое  оборудование, учиться его использовать и эффективно с ним работать.

    Напомним, что 7 июня в рамках  акции "Спасти и сохранить" в Ханты-Мансийске пройдет научно-практическая конференция "Зеленые технологии в ТЭК". Она будет посвящена поиску оптимальных методов борьбы с экологическими рисками, возникающими на производственных объектах. В 2018 году мероприятие организует Агентство нефтегазовой информации совместно с Природнадзором Югры.

    Просмотров: 192 | Добавил: liigami1986 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0

    Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz